Четырехкратная олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова: «Это золото далось с кровью»

В начале недели в гостях у «Советского спорта» побывала четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Ермакова. Почти два часа она отвечала на вопросы наших читателей и журналистов. Золотоносная русалка призналась, что хочет стат
news

ПЕКИН-2008
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

В начале недели в гостях у «Советского спорта» побывала четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Ермакова. Почти два часа она отвечала на вопросы наших читателей и журналистов. Золотоносная русалка призналась, что хочет стать политиком, мечтает выиграть еще одну высшую награду и просто без ума от серфинга.

Пригласить четырехкратных олимпийских чемпионок в гости оказалось делом непростым. Ася Давыдова жаловалась на плотный график и обещала обязательно найти свободный час – с условием, что сама выберет день и время: «Нас сейчас на части разрывают. Но мы обязательно приедем. Попробуем встретиться в понедельник. С Настей едем сдавать документы на поступление в аспирантуру. И сразу из МГУ к вам. Давайте часикам к трем…»

На том и договорились. Однако планы резко изменились.

– Здравствуйте, вас беспокоит Настя Ермакова, – в трубке раздается очень нежный женский голос. – Я уже подъехала к редакции, хотя до «Прямой линии» еще час. Не подскажете, где тут присесть можно и чайку попить? Мне одной отдуваться придется. Ася приболела, ее не будет.

– Да что вы, Анастасия, мы сейчас спустимся и сами вас чаем напоим, с конфетами! – кричу в трубку.

И вот олимпийская чемпионка уже рассматривает фото, развешанные на стенах редакции.

– Как у вас здорово! – восхищается Настя. – Буду приходить чаще. Если станете приглашать… А можно, я конфеты попробую? И еще очень кофе хочется.

В АСПИРАНТУРУ БЕЗ БЛАТА

– Вы, наверное, на диете все время сидите, а сейчас до сладкого дорвались?

– Нет, тут все индивидуально. Зависит от организма. Да, нам необходимо поддерживать форму. Но кто-то может кушать все что угодно и не набирать ни грамма. А иной просто поест мяса – и уже поправляется. Слава богу, что у меня с этим все нормально. Но все равно стараюсь не злоупотреблять едой вообще и сладким в частности.

– Вы говорили про поступление в аспирантуру МГУ. А разве четырехкратных олимпийских чемпионок не берут туда автоматом? Ну, по «спортивному блату»?

– Я к такому не привыкла. Может, для вас дико прозвучит, но мы с Асей всегда относились к учебе очень ответственно. И вообще – к чему вы клоните? Мол, спортсмены целыми днями на тренировках, сборах, турнирах – потому не учатся, поговорить с ними не о чем, да и разговаривать-то толком не умеют?!

– Что вы, Настя, у вас прекрасный русский язык…

– Спасибо. Я до старших классов не знала, что такое «четверки». Была круглой отличницей. Особенно любила литературу. Много читала. Даже если целыми днями тренировалась, то ночью сидела за учебниками. За все в этой жизни привыкла отвечать сама. Сейчас буду готовиться к аспирантуре: сдавать экзамены по философии, политологии и английскому. Больше всего переживаю за философию. Хотя и с иностранным языком будет непросто. Все-таки все последнее время мы проводили в бассейне.

– Говорят, что тренировались по восемь часов в день. Правда?

– Не совсем, – смеется Настя. – По десять!

КАРЛСОН ИЛИ КРАСНАЯ ШАПОЧКА

– Скажите, как маленькая девочка, подросток, наконец, молодая симпатичная девушка только и делает, что тренируется? Неужели не хотелось кукол, дискотек, тусовок?

– В четыре года меня отдали в балет. Год спустя привели в бассейн. Наверное, уже тогда, еще совсем маленькой, в подсознании решила – вот мое будущее. Мне очень понравились вода, музыка, движения. И началось. Первые шажки. Никогда не забуду, как самостоятельно проплыла 25 метров. Потом научилась держать спину на воде. При этом куклы и танцы тоже были.

– Можно о куклах подробнее?

– Расскажу одну забавную историю, которую запомнила на всю жизнь. Наш тренер в качестве поощрения придумал для нас переходящий приз. Раз в неделю лучшая девочка в группе получала на целых семь дней игрушечного Карлсона. Мы им так дорожили! Было удивительным счастьем затащить это существо домой.

– Наверное, Карлсон у вас прописался?

– Не угадали. Я оказалась самой маленькой: мне было шесть лет, остальным восемь. Конечно, стало обидно. Тогда бабушка придумала выход, чтобы я чувствовала себя комфортнее. Она подарила мне красную резиновую шапочку. Тренер сначала не разрешила: мол, нечего выделяться. Но потом все-таки сжалилась. И я так гордо плавала, работая с двойным энтузиазмом.

– Слишком идеальным ваш портрет получается. И факультет в МГУ такой серьезный – политология. Похоже, по примеру Кабаевой, Хоркиной и Журовой собираетесь в большую политику?

– Я очень хорошо отношусь к Кабаевой. Она милашка. С ней интересно общаться. Знаю, что Алина скоро будет вести передачу на телевидении. Вот это ее, ей подходит. Но что она делает в Государственной думе? Скажу честно – не знаю. Лично я мечтаю нормально отучиться в аспирантуре, овладеть в совершенстве предметом, а потом уже попробовать себя в большом политическом плавании. Спорт и политика очень тесно связаны.

— Олимпийская чемпионка Ольга Брусникина открыла свою школу синхронного плавания в Чехове. А вам бы не хотелось сделать нечто подобное?

– Упаси господь! Ни за что. Я очень устала от синхронного плавания. Знаю, что вы спросите дальше. Уходим ли мы? Пока не могу сказать точно. Не хочется устраивать себе проводы, а потом «триумфально вернуться». Зачем? Как минимум год мы будем отдыхать. А то и два. Заниматься учебой. А вот потом подумаем о Лондоне. «Шестикратные олимпийские чемпионки» – звучит очень круто. Но давайте не будем форсировать события.

– Молодые синхронистки на пятки наступают?

– А как же. Конкуренция сумасшедшая. Но нам не привыкать. Перед Олимпиадой в Афинах бились с Киселевой и Брусникиной. И ведь сумели победить, а потом завоевать золотые медали.

МАМЫ ЖИВУТ В ОДНОМ ДОМЕ

Время подходит к трем часам дня. Редакционный телефон раскаляется от звонков читателей.

– Здравствуйте, Анастасия, это Николай из Москвы. Хочу вас поблагодарить за два золота в Пекине. Огромное вам спасибо. Но почему в целом сборная России выступила так неудачно? Или вы считаете по-другому?

– Планировать количество медалей перед Играми, считаю, не очень умно. Ведь Олимпиада – соревнование, которое действительно стоит особняком. Это не чемпионат мира или Европы. Тут престиж страны на кону. И может случиться всякое. Вспомните, что произошло в Афинах. Во время нашего группового выступления затихла музыка. Но мы шестым чувством продолжили программу. Если бы остановились до свистка рефери, нас бы дисквалифицировали и не было бы никакой золотой медали. А что произошло с Ириной Караваевой в прыжках на батуте? Нелепая случайность, один сантиметр – и ты без медали.

Сегодня нужно воспитывать тренеров и заниматься детьми. Думаю, сейчас просто происходит смена поколений. Поэтому нельзя сказать, что россияне выступили плохо. Все по делу.

– Приветствует Елена из Санкт-Петербурга. Скажите, а какой ваш любимый фильм?

– Я без ума от картины «Хороший год» с Расселом Кроу в главной роли. Если не видели, рекомендую посмотреть.

– А какую книгу читали в последний раз?

– Мне очень стыдно в этом признаться, но я… просто не помню! Мы столько работали в этот олимпийский год, что времени не оставалось ни на что. Может быть, кому-то показалось, что мы победили в Пекине легко. Это не так. Это золото нам далось через пот и кровь.

– Привет, Олег из Москвы. Как вы распорядились с призовыми за прошлую Олимпиаду и что собираетесь делать с премией за Пекин? И еще – чем зарабатываете на жизнь между Играми?

– Почти все девочки из нашего вида спорта – из простых семей. Мне приходится помогать бабушке, родителям. Сейчас вот младшая сестренка 11-й класс заканчивает – тоже нужно уделять внимание. У нас нет контрактов, как у футболистов или баскетболистов. Хорошо, что есть стипендия для олимпийских чемпионок. После Афин мы купили квартиру и машину, сделали ремонт. На это и ушли деньги.

Кстати, наши с Асей Давыдовой мамы живут в одном доме. Только этажи разные. Специально их так поселили, чтобы болели за нас вместе. После победы на Олимпиаде смыли грим, пришли в себя, звоним им, а они уже вместе победу отмечают шампанским, вином и, кажется, даже коньячком.

– Вы должны получить машину от президента. Какой бы конкретно автомобиль хотели?

– Мужчинам после Турина дали джипы «Тойота Лэндкрузер». А женщинам – «Лексусы». Это несправедливо, черт побери! Если мы завоевали два золота, может, нам более серьезный автомобиль полагается? С другой стороны, дареному коню…

ТЕЛЕВИДЕНИЕ – ЭТО НЕ МОЕ

– Лена из Казани звонит. Скажите, вас стали узнавать на улицах?

– Да! И это очень приятно. Сейчас к вам ехала, и мой дядя говорит, мол, смотри, люди оборачиваются и взгляд у них меняется. И ведь чувствую, что знаменита.

– Не хотели попробовать себя на телевидении? Мария Киселева стала настоящей звездой, ведя шоу «Слабое звено».

– Нет, это не мое. Не боюсь камер, но работать на ТВ не хочется. При этом знаю, что Асе Давыдовой это бы подошло. Что касается Киселевой… Она сама пробилась на передачу. Никакого блата. Мне очень нравилось, как она вела «Слабое звено». Маша всегда была с учебниками, очень серьезно относилась к своей учебе на журфаке. А начинала ведущим новостей. Я же отказалась участвовать в шоу «Две звезды»: не умею я петь. И поэтому раздражают дутые звезды, которые все делают под фанеру, а дома даже за столом фальшивят.

– Вы меня простите, – отрывается Настя от трубки. – Я потихоньку слопала все конфеты. Одни обертки остались. Хочется себя иногда побаловать. И вообще мне у вас очень нравится. Ну, продолжаем разговор…

– Анастасия, это Алексей из Москвы. Скажите, у вас есть молодой человек?

– Нет.

– Неужели не достают поклонники? Эсэмэски, звонки?

– К счастью, не каждый знает мой номер телефона. Просто так его не даю. Тяжелее всего приходится на сайте «одноклассники». Но я справляюсь. Знаю, как отшить назойливых кавалеров.

– Что нужно сделать, чтобы завоевать сердце олимпийской чемпионки?

– Это большой секрет.

– Здравствуйте, Ольга из Перми. Пекин вас впечатлил?

– Да! Единственное, что было дискомфортно, – передвижения. Для нас не было построено специального бассейна. Потому на тренировки добирались по четыре часа. Очень это утомляло. В целом же китайцы просто преобразили Пекин. Поразило то, что в городе стало столько зелени.

– Был шанс упустить золото?

– Был! Проиграть самим себе. Но все вышло замечательно.

– Скажите, а чем бы вы хотели заняться, но у вас такой возможности пока нет? Может, серфингом?

– Да вы просто провидец! Обожаю серфинг. Но для этого надо жить на океане, ловить волну. Помните замечательный фильм с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи «На гребне волны»? Это так красиво! Еще увлекаюсь дайвингом. Это у нас общий армейский интерес с начальником ЦСКА Сергеем Кущенко. Он вообще в подводном деле профессионал.

– Сколько можете провести под водой без воздуха?

– Без движения – три с половиной минуты. Но это не рекорд. В команде были девочки, которые и все пять высиживали…

...Казалось, с Настей не наговоришься. Давно истек час, отведенный на «Прямую линию», а она все шутит:

– Пока не доем все конфеты, никуда не пойду. Но если серьезно, мне уже пора. Знаю, что у вас принято оставлять пожелания на память читателям. Давайте скорее маркер, постараюсь побольше написать. Мы ведь чувствовали, как за нас болели дома…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Анастасия ЕРМАКОВА
Родилась 8 апреля 1983 года.
Четырехкратная олимпийская чемпионка, восьмикратная чемпионка мира, шестикратная чемпионка Европы.

Новости. Синхронное плавание