Почему «Зенит» Манчини – родной брат сборной времен Капелло

news

Обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев объясняет, как и почему питерская команда стабилизировала игру на уровне середняка РФПЛ.

В Ростове «Зенит» провел очередную игру, для него характерную. Можно, собственно, взять практически любую со второй половины календарной дистанции чемпионата, преодоленной Питером на данный момент, – и она окажется такой же характерной.

Происходящее с командой очевидно, я бы сказал, до кристаллической прозрачности. И даже показания турнирного графика – словно из чистого лабораторного эксперимента. Вот смотрите. Путь «Зенита» в нынешнем чемпионате легко можно разделить ровно пополам. На каждый из двух отрезков приходится по 11 матчей. И показания второго отрезка, с октября по 11 марта, вот какие интересные: две победы, три поражения и шесть ничьих. Притом в семи из этих 11 матчей команда Роберто Манчини не забивала.

Называется это – стабилизация, и никак иначе.

Cтатьи | Поломанный «Зенит». Как Манчини не смог обыграть Карпина

Что можно было увидеть, в частности, против «Ростова»? Во-первых, «Зенит» не в состоянии долго поддерживать давление на ворота соперников. Он, вообще говоря, не в силах продолжительное время выдавать то или иное качество игры, с тем или иным тактическим акцентом. Даже сам Манчини констатировал после предыдущей игры с «Лейпцигом»: команда минут 25 находилась на поле – а потом куда-то исчезла.

Во-вторых, в отдельных эпизодах мастерство зенитовцам не отказывает. Жиркову, Ивановичу. Даже Смольников, оказывается, еще не все забыл из прежнего своего арсенала – как крутанул соперника во втором тайме! Другое дело, что эти проблески категорически не складываются в пазл взаимодействия. И что-то внятное Питер может исполнить, исключительно оперевшись на стандартное положение.

И еще – небольшое дополнение к этому резюме. Александр Кокорин, благодаря которому на старте сезона(то есть летом) «Зенит» во многом и взял с места в карьер, сейчас, уже после четырех февральско-мартовских игр подал признаки сильного переутомления. После четырех, господа.

Подсказать ли вам, читатель, какие из всего этого напрашиваются выводы? Или вы их уже сделали самостоятельно?

Тренер Манчини не обеспечил команду «Зенит» ни линией игры, ни нужным функционалом. И с командой произошло точно то же, что со сборной России в пору ее сотрудничества с Фабио Капелло. Вот только сборная выступала в рабочий контакт с тренером время от времени – и потому порожняк просачивался в ее игру дольше, полгода с лишним. «Зениту» же очередной итальянский педагог, в силу повседневного рабочего взаимодействия, приелся за два месяца с небольшим.

Есть широко известный термин, точно выражающий суть происходившего тогда со сборной и происходящего сейчас с «Зенитом»: эффект плацебо. Так называют таблетку-пустышку, в целительную силу которой пациент поначалу свято верит. В наших случаях, футбольных, игроки сборной и «Зенита» поверили в магию имен Капелло и Манчини. Эти имена поначалу превратились для них в таблетку. И потому на первых порах они взяли от именитых тренеров даже больше, чем те им давали.

Но, по авторитетным уверениям психологов, эффект плацебо действует в течение строго ограниченного времени.

А дальше – тупик. И игра необратимо становится никакой. Как бы Капелло и Манчини, остервенело ротируя состав, ни имитировали бурную деятельность.

И вот что я думаю. За эти два сезона, отданных на откуп Луческу и Манчини, один начинающий тренер, вооружившись всего-то ясным умом и точным видением игры, уже бы сделал из «Зенита» команду-конфетку. Зовут его Сергей Семак.

Новости. Футбол